Инкотермс для международных сделок: основные базисы и их различия

Инкотермс для международных сделок: основные базисы и их различия

21.06.2023

Осуществление международных сделок сопряжено с рядом сложностей, в том числе с необходимостью согласования условий поставки товаров между продавцом и покупателем. Для этого существует международный стандарт — Инкотермс, который определяет правила и условия транспортировки товаров. В статье даем краткий ликбез по основным базисам Инкотермс и помогаем разобраться в распределении ответственности между сторонами сделки.

Что такое Инкотермс

Incoterms или Инкотермс (сокр. от International Commercial Terms, в переводе с английского «Международные коммерческие условия») — это международный стандарт, который устанавливает правила и условия транспортировки товаров между продавцом и покупателем. Это свод терминов, определяющий обязательства и уровень ответственности сторон в процессе доставки товара, а также распределение рисков и затрат между ними. Использование Инкотермс позволяет убедиться в том, что стороны понимают, какие операции в процессе транспортировке товаров выполняет каждая из них. Например, кто отвечает за передачу груза транспортной компании и компенсирует риски в случае, если что-то пойдет не так.

Термины, или, как их еще называют, базисы Инкотермс прописывают в условиях международных договоров, при этом используются трехбуквенные аббревиатуры: EXW, FCA, FAS и т. п. Каждый такой термин содержит в себе фиксированный ряд условий, что избавляет от необходимости детально прописывать их в договоре. Условия могут определять:

  • на каком этапе риски переходят от продавца к покупателю;
  • кто контролирует прохождение таможенных процедур на ввоз и вывоз;
  • каким видом транспорта будет осуществляться доставка;
  • за чей счет осуществляется погрузка и выгрузка;
  • кто берет на себя страхование груза и т. п.

Базис поставки прописывается в самом контракте, а также в спецификации и инвойсе (счете). Это юридически значимая аббревиатура. Если стороны подписали документы с указанным в них базисом поставки, это означает, что его условия ясны и приняты обеими сторонами. При этом базис не определяет условия перехода собственности — они согласовываются и прописываются в контракте и приложениях к нему отдельно.

Какая версия Инкотермс действительна в 2023 году

Первая версия Инкотермс была утверждена Международной торговой палатой в 1936 году. В дальнейшем перечень правил менялся несколько раз, и установилось правило: пересматривать и выпускать новую редакцию каждые 10 лет. Последняя версия вступила в действие 1 января 2020 года. Но на практике в международных контрактах могут быть использованы термины Инкотермс 2010, Инкотермс 2000, Инкотермс 1990 и более ранних версий. Главное, чтобы отсылка к соответствующей редакции была прописана в контракте.

Читайте также: «Составляем внешнеэкономический контракт: структура и особенности».

Основные базисы Инкотермс для международных сделок

В версию Инкотермс 2020 включены 11 базисов. Они разделены на 4 группы Е, F, С, D по принципу нарастания ответственности продавца (группа E — меньший уровень ответственности за риски, и D — больший). Приведем краткую расшифровку отдельных базисов по каждой группе.

Группа E

Эта группа регулирует ответственность сторон при самовывозе товара, когда все риски после его получения несет покупатель. В нее входит единственный базис:

  • EXW (Ex works) — «Франко завод». Здесь продавец обязан только передать товар на своем производстве или складе. Покупатель самостоятельно забирает груз, загружает на свой транспорт, доставляет груз в свою страну, проходит таможню, получает необходимые разрешительные документы и разгружает товар. Риски переходят к покупателю, как только тот принимает товар на складе продавца.

Группа F

В этой группе продавец отвечает за прохождение таможенных процедур в своей стране и погрузку товара на транспортное средство покупателя, но доставка и растаможка лежат на покупателе. Нюансы определяют отдельные базисы:

  • FCA (Free Carrier) — «Франко перевозчик». Продавец обязан уплатить таможенные пошлины на вывоз, передать товар перевозчику, назначенному покупателем, и оформить документы, подтверждающие передачу груза. Покупатель, в свою очередь, организует и оплачивает доставку, оплачивает ввозные пошлины и разгружает товар. Риски переходят к покупателю после передачи товара доверенному перевозчику и прохождения таможенных процедур на вывоз.
  • FAS (Free alongside ship) — «Свободно вдоль борта». Базис применяется только при доставке водным транспортом, на практике — довольно редко. Продавец обязуется доставить товар к борту судна покупателя, оплатить таможенные процедуры и вывозные пошлины. Со своей стороны покупатель заключает договор с морским перевозчиком, несет ответственность за погрузку и выгрузку товара в портах, оплачивает доставку, терминальные и ввозные пошлины, таможенные процедуры, организует доставку из порта на склад. Риски переходят на покупателя в порту отправления, как только продавец размещает контейнеры с товаром вдоль борта соответствующего транспортного судна.
  • FOB (Free on board) — «Свободно на борту». Этот базис также применяется при доставке морем. Здесь продавец осуществляет погрузку контейнеров на борт судна, оплачивает таможенные процедуры и вывозные пошлины, а покупатель оплачивает доставку, оплачивает ввозные процедуры и пошлины, организует разгрузку. Риски переходят к покупателю, как только груз оказывается на борту и ставится соответствующая отметка в коносаменте.

Группа С

В этой группе продавец организует и оплачивает доставку, но снимает с себя риски сразу после передачи товара перевозчику. В базисах CIF и CIP продавец страхует груз за свой счет, однако при наступлении страхового случая выплата осуществляется в пользу покупателя.

  • CFR (Cost & Freight) — «Стоимость и фрахт». Здесь мы снова говорим о морских грузоперевозках. На продавце лежит ответственность за оплату таможенных процедур и вывозных пошлин, погрузку на судно и доставку в порт получателя. Покупатель берет на себя организацию и оплату выгрузки товара с судна, оплачивает терминальные расходы, процедуры импорта и ввозные пошлины. Он также организует и оплачивает вывоз груза из терминала назначения и доставку до склада. Риски переходят на покупателя, как только груз размещается на борту судна.
  • CIF (Cost Insurance and Freight) — «Страхование и фрахт». Этот базис также относится только к доставке морскими судами. Здесь продавец берет на себя все расходы страховке по транспортировке и таможенным процедурам на экспорт, а покупатель — разгрузку и таможенные процедуры на импорт. Переход рисков происходит с момента размещения контейнеров на борту.
  • CIP (Carriage and Insurance Paid To) — «Перевозка и страхование оплачены до». Принцип разделения ответственности по данному базису такой же, как и в CIF. Отличие в том, что он может применяться также при доставке сухопутным и воздушным транспортом. Момент перехода рисков наступает при отгрузке товара перевозчику.
  • CPT (Carriage Paid To) — «Перевозка оплачена до». Этот базис исключает из ответственности продавца страхование груза, а по остальным условиям аналогичен CIP.

Группа D

Эта группа предполагает максимальный уровень ответственности продавца или так называемую доставку под ключ. До тех пор, пока груз не окажется в терминале или точке выгрузки, обозначенной в договоре.

  • DAP (Delivered At Point) — «Поставка в пункте». По условиям аналогичен базису CPT, отличие — в моменте перехода рисков. Продавец отвечает за товар до передачи товара покупателю в пункте назначения, при этом разгружает и оплачивает ввозные пошлины покупатель.
  • DPU (Delivered Named Place Unloaded) — «Поставка на место выгрузки». Этот базис означает, что продавец должен доставить товар на определенное место назначения, выгрузить его из транспортного средства и передать их покупателю. Продавец несет расходы и риски, связанные с доставкой до места назначения, включая экспортные таможенные пошлины и налоги. Покупатель оплачивает таможенные пошлины и процедуры на ввоз. Ответственность продавца заканчивается, когда товары переданы покупателю в месте назначения.
  • DDP (Delivered Duty Paid) — «Поставка с уплатой пошлин». Базис означает, что продавец доставляет товары в место назначения и несет все расходы и риски, связанные с доставкой, включая таможенные пошлины и налоги. Продавец также должен организовать таможенную очистку товаров для экспорта и импорта. Покупатель несет только расходы по получению товаров в месте назначения. Ответственность продавца заканчивается после того, как товары будут задекларированы и доставлены покупателю в месте назначения.

Таковы основные базисы Инкотермс 2020, четыре из них применимы только при доставке водным транспортом (FAS, FOB, CFR и CIF), остальные — универсальны с точки зрения способа доставки. Но есть и другие важные критерии, которые стоит учитывать при согласовании базиса поставки (об этом в другом материале).

Читайте также: «Инкотермс: как выбрать базис для международной сделки».

Распределение ответственности в Инкотермс

Для наглядного представления уровней ответственности продавца и покупателя в соответствии с базисами Инкотермс 2020 можно пользоваться таблицей.

649291e71d0ab.png

Обратите внимание: ответственность за страхование груза определяют только два базиса, CIF и CIP. В остальных случаях покупателю и продавцу следует определить ее путем переговоров и прописать в отдельным пунктом в контракте.

Что важно при определении базиса Инкотермс

Несмотря на большой объем информации о применении Инкотермс в открытых источниках, есть множество неочевидных нюансов. Их следует учесть при выборе базиса и согласовании других условий внешнеэкономического контракта. Возможные ошибки при составлении документов могут обернуться большими рисками для бизнеса. Для содействия в оформлении первых внешнеэкономических сделок лучше привлечь компетентного специалиста со стороны компании, которая занимается аутсорсингом ВЭД. По завершении нескольких успешных сделок можно поручать аналогичные задачи штатным специалистам.

Хотите начать бизнес в сфере ВЭД? Обратитесь к экспертам Logistick.ru. Оставьте заявку, получите бесплатную консультацию и скидку на услуги по первому контракту.

307

Вход